Мексика-2007
Mexico-2007
Путевые заметки
02.200703.2007



1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728






1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
01.03.2007 Сан Кристобаль де Лас Касас - Сан Хуан Чамула - Синакатан - Паленке                     

Первый день весны! А здесь уже давно лето. У нас сегодня два индейских городка (или деревни?), потом опять Сан Кристобаль, но уже с экскурсоводом, и очень длинный, около 600 км, переезд в Паленке. Начинаем с Сан Хуан Чамула, народность тсотсиль индейцев майя.

Этот городок сейчас центр EZLN, да и по жизни люди здесь не любят чужих. Согласны принимать туристов только потому, что это приносит деньги. Марина предупреждает: фотографировать людей без разрешения нельзя. Индейцы до сих пор считают, что фотография забирает у человека душу. Переход на цифровые технологии ситуацию не изменил. Если сделаешь фото, камеру могут отобрать и разбить. Были прецеденты. Лучше не рисковать. Городком заправляют местные вожди, они в белых вязаных фуфайках с начесом, стоят в окружении свиты на балкончике мэрии и наблюдают за порядком. Фотографировать их тоже нельзя, но у меня всё-таки оптика 10х, делаю снимок. Фотографировать так обычных индейцев не получается: когда прицеливаешься в их сторону, они натягивают на голову одежду и, освободив один глаз, ждут, когда ты уберёшь камеру. Перед мэрией большой рынок, не только вещевой, но и фруктовый. Немножко закупаемся провизией. Но это потом. А сейчас идём в городской собор. Здесь всё очень строго. Никаких съёмок ни на фото, ни на видео. Камеры в руках не держать, даже выключенные, всё убрать в сумки. Перед входом плакат, где на порядка 20 языках написано «съёмка запрещена». В том числе на русском (в верхней части), китайском (чуть ниже середины) и на украинском (почти в самом низу)! Наши украинцы веселятся. Внизу остаётся чистое место, очевидно, ждут ещё необразованных в иностранных языках туристов.

Внутри всё очень необычно. Мраморный пол усыпан какой-то хвоей, на нём сидят индейцы, перед ними череда горящих свечей. Свечи стоят, приклеенные к полу горячим воском, линейками по нескольку десятков с промежутком буквально в пару-тройку сантиметров. Рядом бутылки с Пепси и Кока-колой. Религия здесь – странная смесь католицизма и языческих традиций майя. Для того, чтобы войти в транс и общаться с богами, индейцы принимают одурманивающие вещества. Они заметили, что если запивать их газировкой, действуют они быстрее и сильнее, и теперь шипучка – чуть ли не священный напиток. Мало того. Практикуются жертвоприношения. Сами мы не видели, но Марина рассказала, что однажды она с группой оказалась в храме тогда, когда приносили в жертву петуха. Отрывая ему голову. Живому. Тянули ему шею, он верещал, шею отпускали, потом опять, и так пока голова не оторвалась. Брррр.

Выйдя из собора, мы идём на главную городскую площадь. Она же рыночная. Не только барахолка, но и всякая разная еда, в том числе и фрукты. Индейцы, сидящие у лотков, уворачиваются от объективов, а маленькие дети, наоборот, предлагают себя сфотографировать, но за деньги. Непонятно, кто больше зарабатывает за день – они или их мамы-продавцы. Покупаем себе фруктов, маленьких футболок с Че нет…

Смотреть здесь больше нечего, идём назад в автобус. По дороге обращает на себя внимание столик с мачете. На любой вкус. Любого размера. До более чем полметра длиной. И уже совсем на подходе к стоянке вдруг краем глаза замечаю что-то странное. Обычный киоск по продаже DVD. Но на витрине стоит дивидюк с названием на кириллице! Откуда он здесь взялся, кто его здесь купит! Загадка природы…

Следующий городок, Синакатан, лежит буквально в десятке километров. Едем смотреть частную жизнь индейцев майя. Сначала, как обычно, обозреваем собор, а потом идём в один из домиков. Городок лежит в долине, вокруг горы. Рядом с Собором школа, дети бегают на уроке физкультуры. Люди на улицах в национальных одеждах. Нас встречают те самые женщины, которые так радостно накинулись на Марину вчера. Потом уже гид рассказала, что они очень переживали – приведёт ли Марина к ним группу? Не пойдёт ли к соседям? «Ты нас не бросишь?» Совершенно искренне нам рады. Главная в доме Петрона, которую (да и она сама себя тоже) называют Петровной. Или это только с русской группой? Забавно, что одну из наших украинских женщин зовут Майя, и она говорит Петровне: «А я Майя». Петровна юмора не понимает. Семья большая, но все женщины. А где мужчины? «Работают». Женщины тоже не бездельничают. Здесь же в доме магазинчик и мастерская, где всё продаваемое и изготовляется. Но сначала смотрим алтарь. Отец Петровны был священником, поэтому ей разрешено иметь дома свой собственный алтарь. Опять это не чистое католичество. Стоят фигуры святых, и Петровна шьет им разные одежды, одевает их. Переходим в кухоньку, она стыкуется с мастерской. Готовят на печи, её топят «по-чёрному». Марина рассказала, что правительство и общественные организации, озабоченные высоким процентом лёгочных заболеваний, пытались убедить индейцев поставить дымовые трубы. Ответ: «Наши предки так жили, и не нам что-то менять». Так что всё в дыму.

К нашему приезду готовились: испекли кукурузные лепёшки, сварили кофе, не забыли и самогонку. Лепёшки продолжали печь при нас, вкусные и очень горячие. Как пример национальных обрядов и одеяний показали обряд индейской свадьбы, переодев наших же туристов. Одежда красивая и сложная, одели жениха с невестой и «свидетелей». Выпили под это дело, потом ещё, покричали «Горько!» и пошли закупаться. Ткань выделывается тут же, на ручном даже не станке, а просто приспособлении. Производительность, ясное дело, невысокая, поэтому цены взрослые, но разумные. К сожалению, мы ничего не купили. То, что нравилось, было не того размера. Те, которые других размеров, внесли посильную лепту в развитие экономики бедной индейской деревушки… Теперь назад в Сан Кристобаль.

Обходим центр, заходим в соборы, которые вчера были закрыты. Интересную историю рассказывают про мэрию. Они замахнулись на суперздание, на целый квартал. А деньги кончились. Хватило только на небольшой дом и ограду вокруг квартала. К сожалению, ни к той башне с колоколами, ни к храмику на холме, что мы видели вчера, не идём. Бывший Кафедральный и Санто Доминго. Теперь, днём, можно полюбоваться его прекрасным фасадом, светло-бежевым, с нежными оттенками росписи других цветов. Внутри обратили внимание на необычное Снятие с Креста. Обычная проблема – вспышка запрещена, штатив тоже. Вокруг Собора бушует индейский рынок. Но засиживаться здесь не получается – надо ехать. Из последнего – полиция на велосипедах. Кстати, о полиции. Нам надо спуститься с гор к Паленке. Дорога узкая, серпантин. Марина говорит: «Мы могли бы ехать быстрее, но тут очень много полицейских, не разгонишься. Один водитель утверждал, что от Сан Кристобаля до Паленке насчитал их около сотни!». Я представил себе тучи мексиканских полисменов, жадно набрасывающихся на зазевавшиеся и слишком быстро едущие автобусы. Оказалось, речь шла о лежащих полицейских! Дорога идёт через посёлки, и в каждом – по 3-4 барьерчика.

Любуемся дорогой, горами, кактусами. Спустимся на равнину, всё кончится. На технической остановке, в кафешке, живут лемур и попугай. Попугай не такой, как вчера, а большой, но в клетке. Лемур тоже, лежит на жаре и пытается жевать банан. Хоть и очаровашка, трогать руками не рекомендуют – укусит больно.За оградкой – коровка, здесь они больше похожи на буйволов, для наших пород слишком жарко. И вообще, индейцы коров боятся. Я для своей хорошей знакомой тщетно пытался купить индейскую корову, фигурку, естественно. Ни на одном рынке не нашли. Когда жена спросила «А почему их нет?» ей ответили: «Да это страшное животное! Оно на людей нападает и убивает. Посмотрите, какие у неё рога!». Не знаем, шутка это была или всерьёз, но на рынках были фигурки любых животных, а коров не было.

В Паленке приезжаем уже затемно. В отеле обещана каменная чаша – естественный бассейн с проточной водой. Служитель освещает нам его мощным фонарём. Дно вроде песчаное, ровное, но лезть в темноте в незнакомый водоём что-то особого желания нет. Ограничиваюсь обычным бассейном. Первое купание в отпуске! Прохладно, поэтому жена компанию мне не составляет.

Гостиница обладает ещё одной особенностью: стоит в грейпфрутовой роще. Спелые грейпфруты просто валяются на земле; поднимай и ешь! И сам наш номер забавный. Туалет с ванной, ясное дело, в отдельной комнатке, а вот раковина с умывальником – в самом номере, отделена лишь подвешенным на цепях большим зеркалом. И раздвижная стеклянная стена, через которую выход прямо в сад. Нет, хорошая гостиница, нам нравится! Название, конечно, странное, Нутутун (Nututun), но с кем не бывает.